Документы для продажи земли - порядок и схема подготовки
Продажа
земельных участков регулируется государственными органами на основе
Гражданского кодекса РФ (статья 209), Земельного кодекса РФ (статья 37) и
осуществляется в определённом порядке с соответствующей подготовкой
документов собственниками земельных объектов.
В настоящее время владельцы земельных участков обладают различными
видами правоустанавливающих документов, подтверждающими их возможности
владения и, соответственно, реализации (продажи) земельной
недвижимости:
- Свидетельства о государственной регистрации права, выданные
региональными органами регистрационной службы и кадастровые планы,
выданные региональными органами кадастровой службы.
- Свидетельства старого образца (розовые или маленькие белые),
выданные районными земельными комитетами (комитетами по землеустройству
и землепользованию) по постановлениям районных администраций в уже
давнее время, но имеющими юридическую силу в настоящий период.
- У части владельцев земельных участков, исправно или неисправно
платящих налоги на землю, на руках лишь постановления районных
администраций о предоставлении им земли или договоры о покупке или
аренде земельных участков.
В перечисленных документах в обязательном порядке отражены категории
земельных участков (садоводство, земли поселений, земли лесного фонда,
земли запаса, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли
промышленности), разрешённое использование (ИЖС, ЛПХ, фермерское или
крестьянское хозяйство и др.), а в строке «вид права», подтверждающим,
по сути, собственность, указаны условия пользования земельным участком:
- Собственность (или аренда) - в свидетельствах нового образца.
- Постоянное (бессрочное) пользование.
- Пожизненно наследуемое владение.
- Аренда.
- Безвозмездное срочное пользование.
- Частная собственность.
Продать можно только тот земельный участок, который является
собственностью и прошёл государственный кадастровый учёт (в случае
аренды земельного участка возможна переуступка права аренды покупателю).
Это означает, что для продажи земельного участка на руках у его
собственника должен быть определённый пакет документов - свидетельство
на право собственности или свидетельство о государственной регистрации
права (пользователям земельных участков, имеющим лишь постановления о
предоставлении земельного участка, необходимо завершить оформление
участка в собственность, то есть получить Свидетельство государственного
образца на землю) и кадастровый план земельного участка, но не старый, а
подготовленный специально для продажи. К ним должны быть подготовлены
ещё и другие документы (различные справки: выписки из БТИ, выкопировки
из карт землепользования, справки по отсутствию задолженности по оплате
налогов за землю из поселения ( волости), справки из налоговой службы,
нотариально заверенные согласия супруга или супруги, разрешения органов
архитектуры на продажу, справки об отсутствии арестов на участок и
т.д.).
Итак, какие документы нужны для продажи земельного участка, где их можно получить и подготовить:
- Выкопировка из карт землепользования - в приёмный день прибыть в
администрацию поселения, в котором расположен земельный участок,
получить выкопировку у землеустроителя, заверить печатью и подписью
главы администрации поселения.
- Справка об отсутствии задолженностей по оплате налогов за землю –
получить в бухгалтерии администрации поселения, заверить печатью и подписью главы администрации поселения.
- Справка формы №9- в администрации поселения. Справка формы №9 о прописке дополнительно, если нет проживания по адресу участка.
- Заявление о продаже земельного участка и получение выписки из
земельного кадастра для продажи (КПЗУ)—в приёмный день прибыть в
районную (территориальную) кадастровую палату, записаться в очередь на
конкретный месяц для подачи заявления на продажу, по прибытии в
назначенный день--- написать заявление на продажу с предоставлением
выкопировки и справки по отсутствию задолженности по оплате налогов за
землю. В отделении Сбербанка оплатить пошлину за предоставление
выписки. Через месяц прибыть в территориальную кадастровую службу за
получением выписки из земельного кадастра.
- После получения выписки из кадастрового плана земельного участка
(выписки КПЗУ), а также заказ и получение справок о нормативной цене
земли с комплектом полученных документов обратиться в одну из
действующих на территории района лицензированных геодезических
землеустроительных организаций для составления договора на проведение
геодезической (кадастровой) съёмки и подготовку пакета документов на
продажу земельного участка (межевого дела).
- По результатам проведения геодезической съёмки (ориентировочно через
месяц) получить протокол согласования границ участка. Провести
подписание протокола с владельцами соседствующих земельных участков и в
администрации поселения, где расположен земельный участок, заверить
печатью администрации согласованный протокол. Доставить протокол обратно
в геодезическую организацию, с которой заключён договор.
- В случае, если на участке есть строения (дом, хозяйственные
постройки, гараж и др.) , заказать в приёмный день в районном БТИ (бюро
технической инвентаризации) технический паспорт строений с вызовом и
организацией замеров техником БТИ. После подготовки технического
паспорта представить его и соответствующие справки БТИ об оценочной
стоимости в геодезическую организацию. При отсутствии строений в БТИ
заказывается справка об отсутствии строений.
- Справка из отдела архитектуры районной администрации об отсутствии возражений на продажу земельного участка.
- После завершения кадастрового и землеустроительного дел в
геодезической организации (ориентировочно через 3-6 месяцев от момента
заключения договора ) получить в приёмный день в территориальной
кадастровой палате кадастровый план земельного участка (КПЗУ) для
продажи.
- Для совершения сделки купли-продажи (составления договора
купли-продажи) в нотариате или по простой письменной форме договора в
регистрационной палате дополнительно к полученным документам,
укладываясь в сроки действия справок, из районной налоговой инспекции
получить справку из об отсутствии задолженностей по налогам (в обмен
справки по налогам из волости). При отсутствии в момент сделки одного из
супругов представить нотариально заверенное согласие супруга на
продажу земельного участка (и строений, если таковые есть на участке).
- В приёмный день заказать и получить в регистрационной палате
выписку из ЕГРП. Далее в регистрационную палату сдать на оформление
свидетельства на право собственности на нового владельца участка -
кадастровый план для продажи (КПЗУ), технический паспорт строений и все
вышеперечисленные справки и выписки.
Представлена самая общая схема подготовки документов для продажи
земельного участка. Нужно отметить, что практически каждая «земельная
ситуация» индивидуализирована, поэтому при принятии решения о продаже
земельного участка нужно позаботиться о юридическом и техническом
сопровождении сделки.
|